Не последнюю роль в различии мировоззрений украинцев и русских играет традиционное пристрастие последних к чаю. Украинцы же, как известно, первыми в Европе начали варить кофе (герой обороны Вены 1683 г. Юрий-Франц Кульчицкий, уроженец Самбора, открыл первую — и самую знаменитую до сих пор кавьярню)

Общеизвестна роль кофеен в пробуждении национального самосознания народа; в то же время чай располагает более к флегматичному хлебанию, перемежаемому сном (вспомнить хотя бы знаменитую купчиху Кустодиева, или пьесы Островского). Русские чайные, завсегдатаем которых были купцы да крестьяне, — могла ли она родить что-либо, кроме крестьянского любомудрия Киреевских да Аксаковых, этой философии отхожего места? Отнюдь.

По меткому выражению Карлейля, европейские революции рождались именно в кофейнях. Интересным является факт, что Троцкий — завсегдатай венских кофеен был обьектом, на которого презрительно указал палец главы австрийского Генштаба: «И кто же будет делать революцию в России? Может быть, этот молодой человек с Neue Freue Presse?» Напомню, что Троцкий — истинный трибун революции, ее двигатель и оратор, был выходцем из Украины. Кстати говоря, башкир Ленин даже в Лонжюмо не отказывался от традиционного чаю.

Образ Ленина вообще неотделим от чая: с сахарином — в годы военного коммунизма; отказывающийся от ходоцкого меда, издыхающий ли в Горках — Ленин всегда с чаем (так же, как и на знаменитой фотографии с галстуком в горох и газетой «Правда» — справа от Ленина — чай в железном подстаканникe, или как на этой картине — на переднем плане).

И, в свою очередь, совершенно невозможно представить себе Петрушевича, или, положим, Степана Бандеру, пьющим чай. По воспоминаниям очевидцев, Бандера неизменно отказывался от предложенного чая, полагая его «дрянным москальским пойлом» (Т. Чупринка, «Воспоминания», т.1, с.136, Мюнхен: 1956). Кофе неизменно сопровождало в походах гетмана Мазепу: известна картина Ватто, на которой гетман изображен на привале, пьющим из походного котелка кофе вместе с Карлом XII.

Известно стремление большевиков насильственным образом насадить культуру чаепития в Украине; специально для этого на украинских этнических землях Кубанщины была сделана попытка выращивать чай. К счастью, краснодарский чай оказался настолько плохим, что уже Н.С. Хрущев понял бесперспективность этого проекта; взамен на территории Никитского ботанического сада решено было высадить небольшую кофейную плантацию. По отставке Никиты Сергеевича плантация пришла в запущение, а мстительный Семичастный приказал выкорчевать оставшиеся хилые кофейные деревья. Коммунисты по-прежнему боялись революций, которые приходят из кофеен.

Украинские диссиденты, тем временем, собирались в кофейне «Свiточ», что находилась на Владимирской улице в Киеве, и за филижанкой кавы горячо спорили о судьбах Украины. Алла Горська, Василь Стус, Иван Дзюба — все они, молодые отчаянные украинские патриоты, до последней капли кофе готовые хранить заветы отцов и дедов — ни на секунду бы не согласились променять стены кофейни «Свiточ» на заповедник русского шовинизма кафе «Русский Чай,» что на Куреневке.

Коммунисты, чей крах был близок, всеми путями старались сохранить рушашийся режим. Именно для этого в страну вместо качественной арабики и робусты начали завозить отвратительный индийский кофе и едва пригодный к питью «Pele.» Уже на издыхании режим запустил в ход последнее средство — кофейный напиток из желудей и цикория «Летний.» Но было поздно: карающая длань уже была поднята, a коммунизм — обречен.

Если вспомнить, что ареал кофе — традиционно европейский (так же, как и культура его пития), в то время, как чай — напиток азиатский (в Россию попавший из Китая через Монголию и Сибирь, где до сих пор его пьют с солью и бараньим жиром), немудрено понять, отчего наши «старшие братья» выбрали именно чай в качестве национального напитка.

Впрочем, и здесь русские пошли по пути упрощения, опошления древней чайной церемонии. Заменив гэта сапогом, а изящные чайники-раку — медными самоварами, которые вдобавок полагалось чистить кирпичом, дабы сытые купецкие рожи отражались во всем их невыносимом блеске, русский мужик убил сам дух чая; вместо тя-но-ю, умения видеть красоту в каждом движении, русский купец, «дуясь и отфыркиваясь» (Боборыкин), изнасиловал и выбросил в нужник ее, эту красоту, о которой последний русский буддист Достоевский написал, что она могла бы «спасти мир.»

Отметим также, что выбор украинцев отчасти был продиктован врожденной воздержанностью нашего народа: обьем чайной чашки много превосходит кофейную филижанку. Предпочтя кофе чаю, украинцы тем самым отвели от себя чашу мирового господства, выбрав скромный, но свой стаканчик! Смирение духа — вот неотъемлемая часть украинской культуры.

Современная украинская наука смогла наконец-то достоверно ответить на вопрос, в чем причина стойкой неприязни украинцев к чаю. Дело в том, что танин, содержащийся в чае, выступает своеобразным заменителем серотонина (контролирующего аппетит, сон, настроение и эмоции человека). Мозг перестает вырабатывать серотонин, что приводит постепенно к состоянию разбитости и угнетенности. Люди, активно потребляющие чай, более агрессивны и грубы, нежели любители кофе. Таким образом, меланхоличность украинцев нашла естественное обьяснение в современной науке.

Интересно, что сказанное относится только к чаю черному: зеленый же, напротив, вызывает прилив бодрости и по действию похож на кофе. Именно поэтому китайское мировоззрение, китайская философия и культура, как никакая другая в мире, похожа на украинскую.

© Максим Самадов

manque_monkey

Источник: gondola.zamok.net

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники